38

8 маркетинговых уловок, маскирующих реальный состав пищевых продуктов

Многие люди, посещающие продуктовые магазины, были бы очень удивлены, узнав о том, что на самом деле они покупают. Обычно всё внимание приковывается к яркой и красивой этикетке (нередко с обещанием каких-то бонусов), многие разумные покупатели так же смотрят на срок годности, а вот состав пищевого продукта, в обязательном порядке присутствующий на любой упаковке, большинство обычно пропускает. А ведь это и есть истинная сущность продукта, его паспорт, согласно которому мы можем определить, действительно ли полезным является этот продукт, или же это маленький шедевр современной химической промышленности? Написанный таким шрифтом, который сложно разобрать даже под лупой, к тому же на нескольких языках и вперемешку со сведениями о производителе, он максимально маскируется от покупателя хитрыми производителями.

Что нужно производителю? Правильно, чтобы пищевой продукт долго хранился и эффективно продавался, вне зависимости от того, что для этого потребуется включить в его «формулу». Большинство современных продуктов либо под завязку накачиваются разными химикатами, либо изначально состоят из них. Вам, скорее всего, эта химия знакома вам под названием «добавок с кодом Е». В состав пищевых продуктов включаются консерванты и антиокислители, позволяющие продлить срок годности, красители, делающие продукт внешне привлекательным, стабилизаторы, эмульгаторы и загустители, придающие продукту определенную консистенцию и форму, подсластители, ароматизаторы и усилители вкуса, улучшающие наше восприятие продукта и так далее. Попробуйте найти хоть одну добавку из вышеперечисленных, которая улучшает полезные качества продукта? А таких нет. Разумеется, во многие продукты добавляют витамины и минеральные вещества, но они обычно соседствуют с теми же консервантами и ароматизаторами. И если часть добавок производится из натуральных компонентов, то многие из них не только полностью искусственные (даже названия искуственные, например «краситель красный очаровательный»), но и очень вредные.

Однако, даже найдя состав пищевого продукта и внимательно изучив его, вы не застрахованы от того, что хитрый производитель что-то от вас скрыл. По закону он обязан указать все составляющие, однако никто не мешает ему отвести ваше внимание и завуалировать или подать под другими названиями некоторые вредные компоненты.

В этой статье я хочу перечислить 8 самых часто встречающихся маркетинговых уловок, маскирующих истинный состав пищевых продуктов.

  • «100% натуральный продукт». Эта надпись часто встречается на продуктах для здорового питания, и далеко не всегда она означает, что продукт действительно состоит из натуральных компонентов. Дело в том, что в российских нормативах нет чёткого определения, какой продукт является натуральным, а какой – нет. Поэтому советую относиться к подобным заявлениям с долей скептицизма.
  • «Нет искусственных ингредиентов». Как и в предыдущем пункте, к такому заявлению особо доверять не стоит, потому что существует ряд компонентов, в природе не встречающихся и получаемых из натуральных продуктов по сложной промышленной технологии. Хороший пример – сахарный сироп, бесполезный и даже вредный, однако, получаемый из вполне себе натуральной кукурузы. О нём – чуть ниже.
  • Фирменные научные названия. Яркий пример – бактерии Bifidis Regularis, преподносимые компанией Данон как нечто новое и уникальное, на самом деле – рядовые пробиотические бактерии, а их имя – вовсе не научное название их вида, а торговая марка.
  • Сложные названия. Если в составе пищевого продукта присутствует ингридиент с длинным названием, которое вы даже не можете с первого раза правильно прочитать, это повод положить продукт обратно на полку. Любое длинное название – это не «уникальная технология», а сложное химическое соединение, которое вряд ли придает продукту полезные свойства.
  • Сахар. Продукт может содержать сахар, однако в этикетке будет фигурировать альтернативное название – сахароза, глюкозный сироп, сок сахарного тростника, карамель, мальтодекстрин, фруктовый сок, мёд и так далее. Я не говорю о том, что мёд или фруктовые соки вредны, но по составу это – сахар, со всеми вытекающими последствиями.
  • «Без сахара». Действительно, этот продукт не содержит сахара (сахарозы), однако это не значит, что в нём нет искусственных подсластителей, таких как ксилит и аспартам. Возможно, они менее калорийны, но вредны однозначно, как и любой химикат.
  • «Продукт из цельнозерновой муки». Цельнозерновые каши и мучные изделия считаются более полезными, чем продукты из обычной муки, так как в первом случае зёрна подвергаются меньшей обработке и сортировке. Однако большинство «цельнозерновых» продуктов лишь включают в себя некоторую часть цельнозерновой муки, а основная масса приходится на обычную муку.
  • Глюкозный сироп. Этот компонент в последнее время всё чаще и чаще встречается в составе продуктов. Сироп в нашем представлении – это нечто сладкое и приятное, однако глюкозный сироп (полное название – высокофруктозный глюкозный сироп) является всего лишь более дешёвым и более вредным заменителем обычного сахара. ГС имеет приторный вкус и не насыщает так, как обычный сахар, поэтому вы рискуете съесть много и остаться голодным.

Что делать?

Помните, любые искуственные компоненты служат одной цели – продать продукт, и пользы вашему организму они не приносят. Наиболее часто встречающиеся из них – трансжиры, усилитель вкуса глутамат натрия, нитраты натрия и нитриты –избегайте любой ценой.

Так как избегнуть подобных маркетинговых уловок? Самый простой совет – свести к минимуму потребление продуктов, которые вы приобретаете в упаковке, потому что практически любой такой продукт содержит химические ингредиенты. Ешьте больше натуральной, необработанной пищи, а если покупаете в упаковке – проверяйте состав пищевого продукта на скрытые секреты. Если состав содержит какие-то из перечисленных уловок, если количество компонентов превышает 3-5, если на первом месте в составе стоит нечто химическое и труднопроизносимое – не покупайте. Помните, предупрежден – значит, вооружен!

А вы обращаете внимание на состав продуктов?

изображения (с) http://kimberleephotography.deviantart.com/ http://dea-.deviantart.com/ http://hape-fotoart.deviantart.com/

Понравилось? Поделитесь с друзьями!