5

Почему мы едим несъедобное? «Соль, сахар и жир» — книга, которая испортит вам удовольствие от посещения супермаркета

Соль, сахар и жир

Одно из самых важных правил в сфере производства полуфабрикатов: продажа пищи значит не меньше, чем сама пища. Если не больше.

Что вам приходит на ум, когда вы слышите слова «вредная еда»?

Я спрашивал коллег – в первую очередь все вспоминают про фастфуд и компоненты с индексом «Е».

Девчонки попроще, из тех, что сидят на диете, говорят: «Нельзя есть сладкое и жирное». Более продвинутые уточняют: «Главное зло – это углеводы». «А как же фрукты и овощи, это же тоже углеводы?» – говорю я. «Фрукты и овощи можно, я читала», – слышу в ответ.

Сейчас столько информации о здоровом и нездоровом питании, что не хватает конкретики. Самые яркие и убедительные мнения зачастую являются противоположными. Кэмпбелл с «Китайским исследованием» утверждает, что животные белки и жиры – это зло. Перлмуттер в «Еде и мозге», наоборот, источником всех бед видит углеводы и призывает есть как можно больше мяса, рыбы и молочных продуктов. Сыроеды говорят, что наши предки питались фруктами, и все проблемы – от мяса, поклонники палеодиеты с удовольствием жарят стейки; и те, и другие отмечают за собой удивительное здоровье и прилив сил.

Но все без исключения соглашаются в одном: современная пищевая промышленность в большинстве своём предлагает нам крайне вредную и нездоровую еду. Если вы покупаете еду в магазине, то никто не даёт вам никаких гарантий, что она не повредит вашему здоровью.

Недавно я прочитал книгу «Соль, сахар и жир» Майкла Мосса, и хочу порекомендовать её вам для внимательного, вдумчивого ознакомления. Скажу сразу – это не очередная книга с советами по здоровому питанию. «Соль, сахар и жир» – объёмное, подробное журналистское расследование о том, как пищевые гиганты используют три упомянутых ингредиента для того, чтобы подсадить нас на «пищевую иглу». Соль, сахар и жир – три столпа, на которых стоит вся пищевая промышленность, и ради того, чтобы вы один раз купили продукт и продолжали делать это снова и снова, производители готовы добавлять их в любых количествах.

Соль, сахар и жир

Соль, сахар и жир

Когда я учился в школе и в универе, то считал, что основной вред – от всяких «Е». Даже в то время, когда я ходил в качалку, мои знания о вредной пище не распространялись дальше того, что надо кушать меньше жира, а если надо подсушить мышцы, то и меньше углеводов. О том, вредно это или полезно, я особо не задумывался.

Прозрение наступило, когда я начал читать этикетки своих любимых продуктов. Если вы интересуетесь своим здоровьем, но не читаете этикетки, то попробуйте – это просто бомба, сдвиг в сознании. Как оказалось, я пичкал своё тело неимоверным количеством дряни. В самых простых и маленьких, вроде бы, творожках и йогуртах содержались конские дозы сахара, жиров и синтетических пищевых добавок.

Проще было бы сразу есть сахар ложкой из мешка, запивая его топлёным жиром или маслом из кружки. Если вы представите себе эту картину, то, я уверен, вас будет подташнивать. Тем не менее, этим мы занимаемся каждый день, просто в менее очевидной форме.

Мы съедаем столько сахара и жира за день, сколько наши предки не ели и за месяц. И главная проблема – не в том, что мы это всё едим, а в том, что у нас практически никогда нет альтернативы таким продуктам. Тем, у кого есть своё хозяйство или свой огород, или же знакомые фермеры (или даже эко-магазинчик поблизости), определённо повезло. Если же единственным источником продуктов для вас является местный гипермаркет, то можно с уверенностью сказать: вы едите не то, что нужно вам. Вы едите то, что нужно производителям продукции.

От соли, сахара и жиров зависят многие характеристики продукта, и это не только вкус. Это и такие очевидные вещи, как внешний вид и запах, и совсем неочевидные, как то, с каким звуком вы едите продукт (чипсами приятно похрустеть), как он воспринимается на ощупь языком, насколько легко он режется и сохраняет свою форму. Более того, соль, сахар и жир решают ряд проблем производителя – продолжительность хранения, удобство транспортировки, привлечение внимания на магазинной полке.

Соль, сахар и жир

Самое время напомнить про то, какой вред приносят соль, сахар и жир.

Сахар – высокоочищенный легкоусвояемый углевод, являющийся отличным источником энергии в те моменты, когда эта энергия нужна. Если вы едите много сахара, но ведёте сидячий образ жизни и не расходуете энергию, сахар приводит к формированию жировых отложений. Более того, избыточное потребление сахара нарушает аппетит и сопутствует возникновению чувства голода – чем больше вы едите сахара, тем чаще его хотите. Подобно наркотикам, сахар вызывает привыкание. Ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания – всё это может быть вызвано тем, что в ваш организм попадает слишком много сахара.

Жир – тоже источник энергии, но более экономный. Жиры бывают ненасыщенные и насыщенные, и, говоря в этой статье о жире и связанном с ним вреде, я имею ввиду насыщенные жиры, а так же искусственные транс-жиры, применяющиеся в промышленности для создания сладких и мясных десертов, приправ и фастфуда. Избыток таких жиров в питании приводит к повышению уровня холестерина в крови, появлению избыточного веса и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Соль – «белая смерть», как её часто называют, на самом деле не является настолько вредным продуктом, как жир и сахар. Собственно, это и не питательное вещество – это минерал, содержащий в себе натрий. В небольших количествах он полезен для организма, но при избытке натрия нарушается процесс выведения воды из организма. На сердце, другие органы и сосуды ложится большая нагрузка, сосуды ухудшаются, повышается давление, повышается риск инфаркта или инсульта. В общем, ничего хорошего.

В современном мире нет места для заботы о здоровье и благополучии, если речь идёт о больших деньгах. Майкл Мосс, журналист, лауреат Путлицеровской премии и автор разгромных статей в Times и The Wall Street Journal, в «Соли, сахаре и жире» вскрывает всю подноготную американской пищевой промышленности, безжалостно и беспощадно. В книге он последовательно проходится по самым вкусным и привычным нам вещам, развенчивая мифы об их полезности и безопасности. Данная книга – отличный способ взглянуть на кухню таких пищевых гигантов, как Coca-Cola, McDonalds, Nestle и других изнутри. Взглянуть и ужаснуться: маркетологи в союзе с химиками создают такие вещи, которые и едой-то назвать не поворачивается язык. Но страшнее всего то, что именно эти вещи и лежат на полках наших магазинов.

Соль, сахар и жир

К примеру, знаете ли вы, что в пищевом маркетинге существует такое понятие, как «точка блаженства». Это уровень вкуса и сладости продукта, при котором удовольствие покупателя достигает максимума. Найти для нового продукта его точку блаженства – значит, обставить всех конкурентов и получить огромные прибыли, потому что такой продукт всегда расходится «на ура». Сахар и жир стимулируют области удовольствия в нашем мозгу, буквально делая нас счастливее, и количество соли, жира и сахара, используемое в продукте для достижения точки блаженства, может превышать все немыслимые пределы.

Большим откровением для меня стало то, что самым опасным с точки зрения содержания жиров продуктом является обычный сыр. Сам по себе он очень жирный, а едим мы сыра намного больше, чем предполагаем. Его все любят, и не мудрено, что производители добавляют сыр туда, куда его только можно добавить – от полуфабрикатов и фастфуда до всяческих соусов и приправ.

На фоне всей дикости, описываемой в книге, перестают удивлять такие, например, факты, как то, что крупнейшая в США компания по производству продуктов питания Kraft Foods (для нас это шоколадки Alpen Gold, кофе Jacobs и Maxwell House и вафельные тортики «Причуда») долгое время принадлежала Phillip Morris, лидеру мирового рынка табачных изделий. Продвижением продуктов питания занимались те же люди, которые собаку съели на раскрутке крутых табачных брендов вроде Marlboro, и использовали похожие методы.

Соль, сахар и жир

Глава про кока-колу – вообще за гранью.

«Представьте, что мы на войне. И ваш счёт – сколько мешков с телами выносится с поля боя. Секрет в том, чтобы они выносили с поля боя больше своих мешков, чем мы. Я хочу, чтобы вы все увеличивали наш счёт. Я хочу видеть много мешков с трупами».

Я сказал это с немного большим надрывом, чем сейчас, — заявил Данн (Джеффри Данн, экс-президент «Coca-Cola North America») мне. – Мешки с трупами – специалисты по продажам из Pepsi, которых должны были увольнять, потому что они не завоёвывали наших клиентов. Поэтому моим прозвищем на следующие 10 лет стало Похоронный мешок»

[…]

«Один из помощников Данна, Тодд Путман, который работал в Coca-Cola с 1997 по 2000 годы, сказал, что его поражала жестокость, с которой компания преследовала потребителей. Целью стало не просто опередить конкурента; Coca-Cola стремилась обогнать все остальные напитки, в том числе молоко и воду. «Для меня это было запредельно, – говорит Путман. – Мы не пытались получить долю рынка. Мы не пытались опередить Pepsi или Mountain Dew. Мы хотели сокрушить всех.

А когда дело дошло до потребления напитка на душу населения, усилия отдела маркетинга свелись к одному вопросу: «Как нам заливать больше тел большим количеством литров с большей частотой?»

Книга получилась очень хлёсткой, ёмкой и цепляющей. При большом объёме (~300 страниц мелким шрифтом) она читается легко, как одна большая увлекательная история, и оставляет неизгладимое впечатление.

В общем, мой вердикт такой: если вас хотя бы немного волнует то, что вы едите каждый день, то прочитайте хотя бы для ознакомления. Врага надо знать в лицо :)

Ссылки на книгу на Озоне:

Соль, сахар и жир - печатная версияСоль, сахар и жир - цифровая версия

Понравилось? Поделитесь с друзьями!