3

«Нация фастфуда» – культовое исследование современной индустрии питания

Нация фастфуда

Любите ли вы фастфуд так, как его люблю я?

Да ладно, шучу, не люблю я фастфуд. И не ем. Нелюбовь к Макдональдсам у меня появилась ещё в те времена, когда я здоровым питанием не интересовался. Просто как-то раз с подругой в начале нулевых мы зашли в недавно открывшийся в нашем городе макдак в надежде посидеть, поесть-попить… зашли и просто ошалели от количества народу. Шум, гам, кричащие дети, куча ярких меню и полное отсутствие свободных мест. В итоге пошли в кафе «Арбуз» со шведским столом и нормально так посидели на скромную студенческую стипендию.

Макдональдс в моей памяти остался как нечто шумное и безумное. А потом к этому ещё и прибавилось недовольство тем, что в нём, собственно, продают. Фастфудом.

Долгие годы я твердил как мантру «фастфуд – зло» и при этом не знал ничего о том, откуда, собственно, этот фастфуд появился, и чем покорил рынок. Ели же в столовках и кафешках обычную пищу, картошка там, макароны, салатики, а тут бац – все эти бургеры и чикен-макнакетсы. Жирное, вкусное и какое-то резиновое. Плюс на запивку колу или пепси – а газировкой я ещё в студенчестве перестал травиться.

Первой книгой, приоткрывшей для меня завесу происходящего в пищевой промышленности, стала книга журналиста Майкла Мосса «Соль, сахар и жир». Это был просто разрыв шаблона – понятно, что дельцам от большого бизнеса важно продавать нам как можно больше продукта, затрачивая на него как можно меньше средств, но описание манипуляций маркетологов и химиков-шаманов от пищепрома приводило в ужас и вызывало рвотный рефлекс. Сам факт существования такого понятия как «точка блаженства» – показателя сладости продукта, при котором покупатель получает максимальное удовольствие, и который достигается путём запредельного повышения уровня сахара, может заставить ненавидеть всё сладкое в красивой упаковке, потому что кому в здравом уме и твёрдой памяти хочется, чтобы им и его мозгом манипулировали.

Хотя, внаглую никто не манипулирует – всё делается исподтишка. Нация фастфуда

После «Соли, сахара и жира» появление в той же серии книги «Нация фастфуда» было ожидаемым, но всё же приятным сюрпризом. Культовая на Западе книга и снятый по её мотивам фильм в прошлом десятилетии подняли нехилую волну и внесли свой вклад в возрождение моды на здоровый образ жизни. Спустя 15 лет книга добралась и до нас.

Главная тема «Нации фастфуда» — это попытка разобраться в том, каким образом короли фастфуда, прежде всего – «Макдональдс» смогли завоевать сначала Америку, а потом и весь мир. Автор книги, журналист Эрик Шлоссер, начинает свой путь в послевоенных США, где братья Макдональды, умевшие делать действительно вкусные хотдоги, придумали революционный для того времени формат кафе – минимум затрат на обслуживание вплоть до отсутствия обычной посуды, минимальный ассортимент, низкие цены и… действительно вкусные бургеры. Да и, как говорится, в те времена и трава была зеленее, и мясо сочнее и натуральнее.

Макдональды и присоединившийся к ним талантливый бизнесмен Рей Крок работали словно искусстные селекционеры – они брали интересные идеи из других областей и внедряли их в питание. Так, из идеи кинотеатров на колёсах они взяли принцип продажи еды, когда покупателю даже не приходилось выходить из машины, чтобы получить заказ.

Но самое крутое решение – это фокус на детей. Братья переняли опыт Диснея и сделали ставку на семью и семейное времяпровождение. Понравится ребёнку – значит, в следующий раз он приведёт за собой родителей, бабушку, дедушку. Подрастёт – сам будет своих детей водить. В каждом «Хэппи милз» лежит игрушка по популярному мультику, и так хочется собрать их всех вместе, а, значит, маме с папой снова и снова придётся идти в фастфуд… Истории тонкой (хотя, порой и довольно толстой) маркетинговой политике в отношении детей в «Нации фастфуда» уделяется прилично места, и если у вас есть дети, и вы ходите в фастфуд, то прочитайте – откроете для себя много нового.

О чём ещё говорится в «Нации фастфуда»?

Знаете ли вы, как готовится мясная составляющая фастфуда? Если думаете, что просто взяли кусок мяса, провернули в фарш и сделали из него котлету, то вы ошибаетесь. Как минимум, в одном бургере может быть мясо сразу нескольких коров, и это далеко не те коровы из рекламы, пасущиеся на лужайке. Скорее, это коровы с коровьего уровня игры Diablo. О том, как устроена в наше время мясная индустрия, можно прочитать, зайдя на любой веганский сайт, но даже если вы и не относитесь к защитникам животных, то от фастфуда вас оттолкнёт сам факт того, какие бактерии могут в нём находиться, и какие громкие скандалы, связанные с отравлениями, уже имели место быть (за 8 лет с 1993 года полмиллиона человек «подцепили» колибактерию 0157H7, просто пообедав в фастфуде; были летальные исходы).

Кстати, в начале XX века гамбургеры считались опасной едой для бедняков. «Есть гамбургеры – всё равно, что питаться из мусорного ведра», – писали тогдашние газеты. Это так, к слову.

А сколько тайн скрывает простая картошка фри… Никогда не любил эту штуку,  ну да ладно, это ж не мясо, а просто жареная картошка. И правильно делал, что не любил.

А запахи… Вы знаете, что запах, к примеру, земляники – это по меньшей мере 350 различных химикатов. Запах продуктов фастфуда уже давно не является запахом, собственно, продуктов. Существуют целые компании, создающие запахи и вкусы, и удивительно то, что запахи для духов и запахи для фастфуда, по сути, производятся в одних и тех же лабораториях – различен лишь состав ингредиентов.

Книга занятная и очень интересная. Рекомендую. Правда, есть одно «но» – как и в случае с «Солью, сахаром и жиром», это не лёгкое развлекательное чтиво, а серьёзное журналистское расследование на три сотни страниц мелкого текста. Жанр – ужасы :) Читается увлекательно, но постепенно в голове складывается каша из дат, имён, названий команий и продуктов. Читайте порциями.

И никогда не ешьте фастфуд.

Ссылка на книгу на сайте издательства

Понравилось? Поделитесь с друзьями!