0

Панда Разочарования и Тонкое искусство пофигизма

Тонкое искусство пофигизма

Однажды вы умрете. Я знаю, это очевидно, но на всякий случай напоминаю — вдруг забыли. Вы и все люди, которых вы знаете, скоро умрут. В небольшое оставшееся время вы успеете позаботиться о немногом. Очень немногом. И если вы собираетесь психовать по каждому поводу, то допсихуетесь.

– Марк Мэнсон, «Тонкое искусство пофигизма»

Год назад я сидел на скамейке в общественном парке, на углу… Впрочем, неважно. И не год назад это было, а раньше. В тот вечер на скамейках рядом со мной было много людей, пришедших, как и я, на фестиваль, но я их не замечал. Не видел я и красавиц в сари, курсирующих меж скамеек и раздающих всем желающим аюрведические сладости. На сцене пели бритоголовые монахи в белых и оранжевых дхоти под аккомпанемент ситара и таблов, но я их слушал лишь краем уха. Воздух был пронизан запахами пряностей и благовоний, но мои мысли были заняты другим.

Это был не праздник кришнаитов, просто в наш город приехала индийская ярмарка. И, помимо всех чувственных развлечений, программа вечера предполагала выступление какого-то гуру. Он не занял много времени, сказав лишь вступительное слово, но его краткая речь подействовала на меня словно взрыв, перевернув в голове все мои представления о счастье и счастливой жизни.

Сказал он обычную для буддиста вещь: идеальной счастливой жизни не существует, потому что вся жизнь есть страдание. Но счастливым стать можно, и главное условие – принимать эту жизнь такой, какая она есть. В жизни происходит и хорошее, и плохое, и счастлив тот, кто принимает это как должное. Не надевает розовые очки, будучи на «белой полосе» и не страдает, находясь в «чёрной». Именно эти люди – умеющие и радоваться, и преодолевать трудности – самые счастливые.

Потом он призвал всех покупать разложенные на импровизированных прилавках книги и благовония и удалился, а я получил тему для размышлений. Может быть, действительно найти счастье может лишь тот, кто спокойно относится ко всему, что происходит в его жизни?

Тонкое искусство пофигизма

Тонкое искусство пофигизмаЯ вспомнил слова мудреца, как только начал читать «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, популярного западного блогера. В моём личном списке мотиваторов этот человек стоит где-то между Тимом Феррисом и Лео Бабаутой, и попал он туда за свои статьи об отношении к смерти и другим вещам, о которых не принято говорить в позитивных статьях по саморазвитию.

Под вдохновением от одной из его статей я написал целую главу в книге «Новая жизнь». И вот сюрприз – почти одновременно с выходом его книги на западе «Альпина» выпустила её на русском. Конечно, я ожидал компиляцию из ранее опубликованного, как это принято у блогеров, но, как оказалось, «Тонкое искусство пофигизма» — более глубокая и цельная вещь.

Как можно считать «глубокой» книгу про пофигизм? Что хорошего в пофигистичном отношении к жизни? Думаю, не только у меня возник такой вопрос при взгляде на обложку. Со времён Дейла Карнеги мы считаем, что добиться успеха может лишь человек, занимающийся самосовершенствованием и ставящий правильные цели. Так зачем становиться пофигистом?

Марк, зная об этом, сразу поясняет: под пофигизмом в книге он понимает не то, что на всё должно быть до лампочки:

Знаете, как называется человек, который не обнаруживает эмоций и ни в чем не видит смысла? Психопат. Думаю, у вас нет ни малейшего желания становиться психопатом.

В его пофигизме (назовём его «разумный пофигизм») есть несколько тонкостей:

  • Умение наплевать не означает безразличия; это умение наплевать на некоторые конкретные вещи. Например, на то, что по пути к цели возникнут неприятности, или на то, что кого-то раздражают поступки, которые вы считаете правильными и важными.
  • Чтобы не волноваться о проблемах, нужно волноваться о более важных вещах. Вероятно, мы слишком думаем о плохом, потому что у нас в жизни мало по-настоящему важных, вдохновляющих нас вещей.
  • Мы сами решаем, пусть и несознательно, о чём нам волноваться, на что нам пофиг, а на что нет.

Парадоксальный способ жить счастливо

Итак, плевать на то, что нам неважно. «Тонкое искусство пофигизма» помогает разобраться в том, что считать подлинно важным в жизни, а что – неважным, и отрицает ряд правил, которые, как мы привыкли считать, управляют нашей жизнью.

Именно поэтому подзаголовок «Тонкого искусства» гласит: «Парадоксальный способ жить счастливо». По ходу книги Марк одной левой разбивает штампы.

Говорите, каждый человек – индивидуальность, неповторимая личность? К чёрту – вы неуникальны!

Говорите, что надо концентрироваться на своих успехах? Нет, концентрируйтесь на неудачах.

Говорите, что неудачи и проблемы – это несчастье, нарушение нормального хода жизни? Нет, когда дела не ладятся – это нормально!!!

Это ключевая мысль книги, помогающая принять жизнь такой, какая она есть, вместо того, чтобы строить замки из песка.

Вера в то, что все должно быть в ажуре, часто приводит человека в адский круг. В заколдованный круг, выбраться из которого не может все большее число людей. Но надо уметь наплевать: перестроить жизненные ожидания и понять, что важно, а что нет. Выработка этого умения приводит к своего рода «практическому просветлению».

Я не имею в виду сказочно-прекрасное вечное блаженство и «конец всякого страдания». Эта лабуда меня сейчас не интересует. Практическое просветление — это умение смириться с тем, что страдание неизбежно: что бы вы ни делали, жизнь будет состоять из неудач и утрат, сожалений и смертей. И когда вы смиритесь со всем дерьмом, которым забрасывает вас жизнь (поверьте, она забросает вас килотоннами дерьма), вы на свой умеренно-духовный лад станете непобедимым. В конце концов, единственный способ победить страдание — научиться выносить его.

В первых двух главах Марк даёт своё определение счастья и на пальцах объясняет, как с этим жить. В третьей и последующих главах он разбирает конкретные вещи, которые мешают нам жить счастливо.

А что нам мешает (по версии Марка Мэнсона)?

  • Вера в то, что мы уникальны и неповторимы (глава 3)
  • Сравнение себя с более успешными примерами (глава 4)
  • Нежелание нести ответственность за случившиеся с нами проблемы (глава 5)
  • Нежелание признавать свою неправоту (глава 6)
  • Избегание проблем и неудач (глава 7)
  • Неумение отказываться от того, что мешает нам жить (глава 8)
  • Желание жить долго и счастливо (как бы это парадоксально не звучало, глава 9)

Мне, любителю тяжёлой музыки, особо понравился рассказ о Дэйве Мастейне, лидере культовой металлической группы Megadeath. Казалось бы, ты достиг успеха – диски твоей группы продаются миллионами, а концерты собирают толпы фанатов. Твоя группа входит в «Большую четвёрку трэш-метал» наравне с Metallica, Slayer и Antrax. О чём жалеть рок-звезде?

А есть о чём жалеть – например, о том, что тебя когда-то выперли из той самой Металлики, которая на сегодняшний день продала в восемь раз больше дисков, чем ты, и которая считается ГЛАВНОЙ металлической группой планеты. И Мастейн, находясь в бесконечной гонке за Металликой и видя, что не может достичь такого же успеха, так и не смог найти себя настоящего.

Это из четвёртой главы.

Панк и гик

Мне в своё время нравилась одна байка, дескать, вся суть семинаров по саморазвитию – это когда богатый дядька, живущий на шикарной вилле в Майами в окружении фотомоделей, учит офисный планктон, обитающий в хрущёвке, быть счастливым и радоваться жизни. Это, конечно, фигня. Но я особо люблю книги на эту тему, написанные людьми, побывавшими на самом дне.

В «Ультре» Рич Ролл рассказывает, как бросил пить – ему понадобилось дважды сбить человека, будучи пьяным за рулём, чтобы понять, в какой жопе он очутился. В «Тонком искусстве пофигизма» Марк также не стесняется рассказывать о своих проблемах с наркотиками и с законом, из-за которых вся его юность скатилась под откос. Он пишет отвязно, по-панковски, не боясь показаться плохим парнем и честно говорит о своём прошлом.

В юности я был сообразительным и общительным. И был говнюком (мягко говоря). Непослушным и лживым маленьким говнюком. Хитрым и озлобленным. Когда мне было двенадцать лет, я отключал домашнюю сигнализацию магнитами для холодильника и под покровом ночи удирал из дома. Мы с приятелем ставили машину его матери на нейтралку и выталкивали на улицу, чтобы завести мотор, не разбудив ее. А еще я писал сочинения об абортах, поскольку знал, что наша преподавательница английского — очень консервативная христианка. Еще с одним приятелем мы воровали сигареты у его матери и продавали их детям за школой.

Я также сделал тайное отделение в днище рюкзака, куда складывал марихуану.

Более того, он не стесняется выглядеть настоящим гиком. По стилю «Тонкое искусство пофигизма» очень близка к книгам Тима Ферриса и «Супергероям» Стива Кэмба. Самое время вспомнить, причём тут панда в заголовке.

Если бы я мог выдумать супергероя, я бы выдумал Панду Разочарования. Он бы носил смешную маску вокруг глаз и майку (с большой буквой Т), слишком маленькую для его большого брюшка. А его суперсила состояла бы в том, что он рассказывал бы людям суровую правду о них — нужную, но нежеланную.

Он ходил бы от двери к двери, как распространитель Библии, звонил жильцам и говорил неприятные вещи, например: «Большая прибыль поможет вам чувствовать себя лучше, но дети вас за это не полюбят». Или: «Если вы спрашиваете себя, доверяете ли своей жене, то, наверное, не доверяете». Или: «То, что вы называете дружбой, есть лишь постоянные попытки впечатлить окружающих». Затем он желал бы жильцу доброго дня и не спеша отправлялся бы к следующему дому.

Это позволяет разбавить и упростить, в общем-то, довольно сложные вещи, о которых говорит Марк. Читается как по маслу.

Вердикт

Шикарная книга, 10/10. Прочищает мозги и отвешивает сочный пинок, чтобы встать с дивана и начать работать над собой и своим отношением к жизни. Читайте, если вам надоели приторные, повторяющие друг друга книжки по саморазвитию, и вы хотите чего-то принципиально нового. Это как глоток свежего воздуха.

Ссылки на книгу:

Озон || Литрес

Понравилось? Поделитесь с друзьями!