Книга «Соль, сахар и жир» о том, почему мы так любим и едим несъедобное

Соль, сахар и жир Книги

Соль, сахар и жир

Рецензия на скандальную книгу «Соль, сахар и жир» о трёх столпах современной пищевой промышленности, и как с их помощью производители навязывают нам свою продукцию.

Одно из самых важных правил в сфере производства полуфабрикатов: продажа пищи значит не меньше, чем сама пища. Если не больше.

Что вам приходит на ум, когда вы слышите слова «вредная еда»?

Я спрашивал коллег – в первую очередь все вспоминают про фастфуд и компоненты с индексом «Е».

Девчонки попроще, из тех, что сидят на диете, говорят: «Нельзя есть сладкое и жирное». Более продвинутые уточняют: «Главное зло – это углеводы». «А как же фрукты и овощи, это же тоже углеводы?» – говорю я. «Фрукты и овощи можно, я читала», – слышу в ответ.

Сейчас столько информации о здоровом и нездоровом питании, что не хватает конкретики. Самые яркие и убедительные мнения зачастую являются противоположными. Кэмпбелл с «Китайским исследованием» утверждает, что животные белки и жиры – это зло. Перлмуттер в «Еде и мозге», наоборот, источником всех бед видит углеводы и призывает есть как можно больше мяса, рыбы и молочных продуктов. Сыроеды говорят, что наши предки питались фруктами, и все проблемы – от мяса, поклонники палеодиеты с удовольствием жарят стейки; и те, и другие отмечают за собой удивительное здоровье и прилив сил.

Но все без исключения соглашаются в одном: современная пищевая промышленность в большинстве своём предлагает нам крайне вредную и нездоровую еду. Если вы покупаете еду в магазине, то никто не даёт вам никаких гарантий, что она не повредит вашему здоровью.

Недавно я прочитал книгу «Соль, сахар и жир» Майкла Мосса, и хочу порекомендовать её вам для внимательного, вдумчивого ознакомления. Скажу сразу – это не очередная книга с советами по здоровому питанию. «Соль, сахар и жир» – объёмное, подробное журналистское расследование о том, как пищевые гиганты используют три упомянутых ингредиента для того, чтобы подсадить нас на «пищевую иглу». Соль, сахар и жир – три столпа, на которых стоит вся пищевая промышленность, и ради того, чтобы вы один раз купили продукт и продолжали делать это снова и снова, производители готовы добавлять их в любых количествах.

Это как крутой сериал типа «Карточного домика» или «Миллиардов», только про еду.

Соль, сахар и жир

Соль, сахар и жир

Когда я учился в школе и в универе, то считал, что основной вред – от всяких «Е». Даже в то время, когда я ходил в качалку, мои знания о вредной пище не распространялись дальше того, что надо кушать меньше жира, а если надо подсушить мышцы, то и меньше углеводов. О том, вредно это или полезно, я особо не задумывался.

Прозрение наступило, когда я начал читать этикетки своих любимых продуктов. Если вы интересуетесь своим здоровьем, но не читаете этикетки, то попробуйте – это просто бомба, сдвиг в сознании. Как оказалось, я пичкал своё тело неимоверным количеством дряни. В самых простых и маленьких, вроде бы, творожках и йогуртах содержались конские дозы сахара, жиров и синтетических пищевых добавок.

Проще было бы сразу есть сахар ложкой из мешка, запивая его топлёным жиром или маслом из кружки. Если вы представите себе эту картину, то, я уверен, вас будет подташнивать. Тем не менее, этим мы занимаемся каждый день, просто в менее очевидной форме.

Мы съедаем столько сахара и жира за день, сколько наши предки не ели и за месяц. И главная проблема – не в том, что мы это всё едим, а в том, что у нас практически никогда нет альтернативы таким продуктам. Тем, у кого есть своё хозяйство или свой огород, или же знакомые фермеры (или даже эко-магазинчик поблизости), определённо повезло. Если же единственным источником продуктов для вас является местный гипермаркет, то можно с уверенностью сказать: вы едите не то, что нужно вам. Вы едите то, что нужно производителям продукции.

От соли, сахара и жиров зависят многие характеристики продукта, и это не только вкус. Это и такие очевидные вещи, как внешний вид и запах, и совсем неочевидные, как то, с каким звуком вы едите продукт (чипсами приятно похрустеть), как он воспринимается на ощупь языком, насколько легко он режется и сохраняет свою форму. Более того, соль, сахар и жир решают ряд проблем производителя – продолжительность хранения, удобство транспортировки, привлечение внимания на магазинной полке.

Соль, сахар и жир

Самое время напомнить про то, какой вред приносят соль, сахар и жир.

Сахар – высокоочищенный легкоусвояемый углевод, являющийся отличным источником энергии в те моменты, когда эта энергия нужна. Если вы едите много сахара, но ведёте сидячий образ жизни и не расходуете энергию, сахар приводит к формированию жировых отложений. Более того, избыточное потребление сахара нарушает аппетит и сопутствует возникновению чувства голода – чем больше вы едите сахара, тем чаще его хотите.

Подобно наркотикам, сахар вызывает привыкание. Ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания – всё это может быть вызвано тем, что в ваш организм попадает слишком много сахара.

Жир – тоже источник энергии, но более экономный. Жиры бывают ненасыщенные и насыщенные, и, говоря в этой статье о жире и связанном с ним вреде, я имею ввиду насыщенные жиры, а так же искусственные транс-жиры, применяющиеся в промышленности для создания сладких и мясных десертов, приправ и фастфуда. Избыток таких жиров в питании приводит к повышению уровня холестерина в крови, появлению избыточного веса и сердечно-сосудистым заболеваниям. Об этом вы можете прочитать в статье про правильное питание для похудения и здоровья.

Соль – «белая смерть», как её часто называют, на самом деле не является настолько вредным продуктом, как жир и сахар. Собственно, это и не питательное вещество – это минерал, содержащий в себе натрий. В небольших количествах он полезен для организма, но при избытке натрия нарушается процесс выведения воды из организма. На сердце, другие органы и сосуды ложится большая нагрузка, сосуды ухудшаются, повышается давление, повышается риск инфаркта или инсульта. В общем, ничего хорошего.

Мифы, факты и точка блаженства

В современном мире нет места для заботы о здоровье и благополучии, если речь идёт о больших деньгах. Майкл Мосс, журналист, лауреат Путлицеровской премии и автор разгромных статей в Times и The Wall Street Journal, в «Соли, сахаре и жире» вскрывает всю подноготную американской пищевой промышленности, безжалостно и беспощадно. В книге он последовательно проходится по самым вкусным и привычным нам вещам, развенчивая мифы об их полезности и безопасности.

Данная книга – отличный способ взглянуть на кухню таких пищевых гигантов, как Coca-Cola, McDonalds, Nestle и других изнутри. Взглянуть и ужаснуться: маркетологи в союзе с химиками создают такие вещи, которые и едой-то назвать не поворачивается язык. Но страшнее всего то, что именно эти вещи и лежат на полках наших магазинов.

Соль, сахар и жир

К примеру, знаете ли вы, что в пищевом маркетинге существует такое понятие, как «точка блаженства». Это уровень вкуса и сладости продукта, при котором удовольствие покупателя достигает максимума. Найти для нового продукта его точку блаженства – значит, обставить всех конкурентов и получить огромные прибыли, потому что такой продукт всегда расходится «на ура». Сахар и жир стимулируют области удовольствия в нашем мозгу, буквально делая нас счастливее, и количество соли, жира и сахара, используемое в продукте для достижения точки блаженства, может превышать все немыслимые пределы.

Большим откровением для меня стало то, что самым опасным с точки зрения содержания жиров продуктом является обычный сыр. Сам по себе он очень жирный, а едим мы сыра намного больше, чем предполагаем. Его все любят, и не мудрено, что производители добавляют сыр туда, куда его только можно добавить – от полуфабрикатов и фастфуда до всяческих соусов и приправ.

На фоне всей дикости, описываемой в книге, перестают удивлять такие, например, факты, как то, что крупнейшая в США компания по производству продуктов питания Kraft Foods (для нас это шоколадки Alpen Gold, кофе Jacobs и Maxwell House и вафельные тортики «Причуда») долгое время принадлежала Phillip Morris, лидеру мирового рынка табачных изделий. Продвижением продуктов питания занимались те же люди, которые собаку съели на раскрутке крутых табачных брендов вроде Marlboro, и использовали похожие методы.

Соль, сахар и жир

Глава про кока-колу – вообще за гранью.

«Представьте, что мы на войне. И ваш счёт – сколько мешков с телами выносится с поля боя. Секрет в том, чтобы они выносили с поля боя больше своих мешков, чем мы. Я хочу, чтобы вы все увеличивали наш счёт. Я хочу видеть много мешков с трупами».

Я сказал это с немного большим надрывом, чем сейчас, — заявил Данн (Джеффри Данн, экс-президент «Coca-Cola North America») мне. – Мешки с трупами – специалисты по продажам из Pepsi, которых должны были увольнять, потому что они не завоёвывали наших клиентов. Поэтому моим прозвищем на следующие 10 лет стало Похоронный мешок»

[…]

«Один из помощников Данна, Тодд Путман, который работал в Coca-Cola с 1997 по 2000 годы, сказал, что его поражала жестокость, с которой компания преследовала потребителей. Целью стало не просто опередить конкурента; Coca-Cola стремилась обогнать все остальные напитки, в том числе молоко и воду. «Для меня это было запредельно, – говорит Путман. – Мы не пытались получить долю рынка. Мы не пытались опередить Pepsi или Mountain Dew. Мы хотели сокрушить всех.

А когда дело дошло до потребления напитка на душу населения, усилия отдела маркетинга свелись к одному вопросу: «Как нам заливать больше тел большим количеством литров с большей частотой?»

Книга получилась очень хлёсткой, ёмкой и цепляющей. При большом объёме (~300 страниц мелким шрифтом) она читается легко, как одна большая увлекательная история, и оставляет неизгладимое впечатление.

В общем, мой вердикт такой: если вас хотя бы немного волнует то, что вы едите каждый день, то прочитайте хотя бы для ознакомления. Врага надо знать в лицо :)

Книга «Соль, сахар и жир» на Озон.ру

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделится с друзьями
Активный образ жизни

Комментарии закрыты.

  1. Анют&#

    Заставить себя отказаться от всего ненужного очень тяжело. Уж сильно мы разбалованы. Но необходимо это сделать.

  2. Анютка Незабудка

    Заставить себя отказаться от всего ненужного очень тяжело. Уж сильно мы разбалованы. Но необходимо это сделать.

  3. Елен&#

    Кошмар просто с этими продуктами… Этикетки как раз читаю, и часто просто возвращаю продукт на полку. Будучи в России, пару раз купила кое-что из колбасных изделий. Ни вкуса, ничего, а цена зашкаливает.
    А кока-кола уже под себя и Санта- Клауса подгребла, и вообще позиционирует себя как символ счастья…

    1. Миха&#

      Да, они себя позиционируют так, чтобы быть в любой момент под рукой — как говорится, и в горе, и в радости.

  4. Елена Метелева

    Кошмар просто с этими продуктами… Этикетки как раз читаю, и часто просто возвращаю продукт на полку. Будучи в России, пару раз купила кое-что из колбасных изделий. Ни вкуса, ничего, а цена зашкаливает.
    А кока-кола уже под себя и Санта- Клауса подгребла, и вообще позиционирует себя как символ счастья…

    1. Михаил Соловьёв

      Да, они себя позиционируют так, чтобы быть в любой момент под рукой — как говорится, и в горе, и в радости.

  5. Оле

    Ну и что страшного про Кока-коловый маркетинг сказано в этой книге??? Ничего такого! Все!!! и вообще любые маркетинговые компании так работают, все те кто что либо вообще продает ! Завоевать больше покупателей-это просто так работает, вот и всё. А у вас мозг для этого есть, что бы фильтровать и не покупать то, что явно! вредно и не нужно вашему организму. Такое впечатление что люди как стадо баранов, им даешь кока-колу и они бедненькие пьют и травятся. Вас никто насильно ее пить не заставляет, правда ведь? А вот от жирного сыра отказаться действительно тяжелоб он продукт питания ;D а Кола- баловство, ее можно и не покупать. Ха-ха

  6. Оле

    Ну и что страшного про Кока-коловый маркетинг сказано в этой книге??? Ничего такого! Все!!! и вообще любые маркетинговые компании так работают, все те кто что либо вообще продает ! Завоевать больше покупателей-это просто так работает, вот и всё. А у вас мозг для этого есть, что бы фильтровать и не покупать то, что явно! вредно и не нужно вашему организму. Такое впечатление что люди как стадо баранов, им даешь кока-колу и они бедненькие пьют и травятся. Вас никто насильно ее пить не заставляет, правда ведь? А вот от жирного сыра отказаться действительно тяжелоб он продукт питания ;D а Кола- баловство, ее можно и не покупать. Ха-ха

  7. наде&#

    Унас очень немного качественных продуктов альтернативных плохим И с этим в общем-то трудно бороться Жаль

  8. надежда

    Унас очень немного качественных продуктов альтернативных плохим И с этим в общем-то трудно бороться Жаль

Adblock
detector